Первый герой Одессы

Bookmark and Share

Высокое звание Героя наш земляк получил впервые еще... в позапрошлом веке. Именно тогда, в 1878 году, императорским указом был произведен в генерал-майоры и причислен к свите Его Императорского Величества Александр Петрович Щеголев, возле имени коего стояло определение «Герой Одессы 1854 года». Что же совершил тогда юный артиллерист, чье имя доселе носит скромная улица на Пересыпи? И какое отношение имеет он к старинной английской пушке с фрегата «Тигр» — одной из достопримечательностей Приморского бульвара? Об этом мы и расскажем в этом очерке.

И в неудачных войнах есть свои подвиги…

Крымская война 1853 —1856 гг., формальным поводом к началу которой послужил… спор между православным и католическим духовенством за право владения ключами от церкви Рождества Христова в Вифлееме, в коем турецкие власти поддержали католиков, велась между Российской империей и коалицией Англии, Франции, Турции и Сардинского королевства. Боевые действия шли на огромных территориях – от Черного моря и Кавказа до Балтики и Камчатки. Но основным полем битвы, решившим ее судьбу, стал Севастополь. Здесь не место рассуждать о старом споре о праве русского флота проходить через Босфор и Дарданеллы в Средиземное море, о противоречиях между одряхлевшей Османской империей и Россией, равно как и о стремлении Англии уменьшить влияние России на Востоке, и о желании Наполеона III получить реванш за разгром его дядюшки, Наполеона I… Обстоятельствам этим и сплетению вечных геополитических интересов посвящены объемистые монографии, в том числе и нашего блистательного историка Евгения Тарле. Заметим лишь, что, несмотря на поражение России, вызванное и неравенством сил, и отсталостью армии, и нерешительностью командования, было в ней и множество блистательных побед и истинно героических эпизодов. Штурм Карса, отчаянная борьба с англичанами на Камчатке, разгром турецкого флота при Синопе адмиралом Нахимовым… Среди них, бесспорно, — и оборона Одессы весной 1854 года, при коей и отличился прапорщик Щеголев.

«Буйный»
в одесском порту

…Утром 9 апреля 1854 года к берегам Одессы подошел английский паровой
16-пушечный фрегат «Фьюриус» (в переводе – «Буйный»). С него была спущена шлюпка под белым флагом. Командованию порта было сообщено, что британец прибыл за своим консулом. Однако, узнав «новость» о том, что и консул, и прочие подданные королевы Виктории давно отбыли из города, любознательные англичане не ушли восвояси, но… начали явно и нагло обследовать акваторию порта. И удалились лишь после предупредительных выстрелов береговых батарей. Зато уже на следующий день «парламентарии» прибыли снова со скромным требованием… сдать им все суда, стоявшие в порту, — и интернированные британские, и русские, и принадлежавшие нейтральным странам. Дескать, в качестве наказания за «вопиющее нарушение международного права – обстрел парламентариев».

Естественно, несусветные претензии были отвергнуты командовавшим гарнизоном генерал-адъютантом Остен-Сакеном. И тогда на горизонте появилась мощная англо-французская эскадра из 28 вымпелов под командованием адмирала Гамелена. Нехитрый замысел противника стал понятен: под явно надуманным предлогом захватить Одессу, высадив под прикрытием грозной артиллерии паровых фрегатов десант… Задача казалась несложной – ведь гарнизон города насчитывал всего-то порядка тысячи штыков и пару сотен сабель конницы. Но, к несчастью агрессоров, на практически неукрепленном побережье успели развернуть шесть батарей из 40 пушек. Допотопных, чугунных, времен то ли Екатерины, то ли еще постарше… Но они могли стрелять! И шестой батареей на левом фланге, на краю Военного мола Карантинной гавани, командовал прапорщик Щеголев.

Прапорщик армейский

Невелик чин — прапорщик… первый офицерский. И недавний выпускник кадетского корпуса 21-летний Александр Щеголев получил под свое командование аж… четыре орудия и 28 «инвалидов» — старых солдат, из коих только четверо были артиллеристами. Однако с ними-то он и ухитрился отбить атаку… трех с половиной сотен современных пушек врага! Наскоро устроив бруствер и водрузив пушки на лафеты, прапорщик оказался, что называется, в эпицентре огня. Противник не смог подвести все корабли на расстояние выстрела – фарватер порта, к счастью, был ему неизвестен. А посему часть пушек была им перенесена на большие гребные суда. Но и этого хватило – город, в том числе и жилые кварталы, и Приморский бульвар, и суда, стоявшие в порту, подверглись шквальному огню. То, что обстрел абсолютно не укрепленного, мирного города, а не крепости тоже не укладывается в понятие «цивилизованной войны», Запад не особенно смущало и тогда… Но то ли артиллеристы у англичан с французами были слабые, то ли Бог хранил Одессу в эту Пасхальную субботу… Под огнем вражеских пушек и даже ракет – прототипа нынешнего оружия массового поражения — Щеголев столь удачно стрелял по врагу, что за шесть с лишним часов боя повредил четыре корабля противника, нанеся ему значительный урон. К концу боя у него осталась только одна боеспособная пушка, да и ту приходилось постоянно охлаждать водой. Импровизированный бруствер был разнесен в щепы, все вокруг пылало… Но главное – враг не только не смог высадить десант, но и вынужден был отойти за пределы бухты.

Юного офицера город встречал как героя. Скромный офицер вскоре получил истинно царскую благодарность
за выполнение воинского долга – производство сразу через два чина в штабс-капитаны и орден Святого Георгия IV степени. Высшую офицерскую награду
за беспримерную храбрость.


Юного офицера город встречал как героя. Суровый Остен-Сакен послал ему краткую записку: «Храброму, спокойному и распорядительному Щеголеву – Спасибо». Но вслед за ней был отправлен и рапорт на Высочайшее имя. И скромный офицер вскоре получил истинно царскую благодарность за выполнение воинского долга – производство сразу через два чина в штабс-капитаны и орден Святого Георгия IV степени. Высшую офицерскую награду за беспримерную храбрость, которую младшие офицеры получали крайне редко. А еще – была и сабля за храбрость, и – серебряные эполеты, присланные великими князьями… Именно тогда вся Россия узнала имя юного офицера, просто исполнившего свой долг перед Отечеством, рискуя жизнью и, по существу, спасшего наш город, сражаясь с несоизмеримо превосходящим противником. Противником, который не смог отомстить за разгром в Синопе, даже штурмуя мирный город!

Недавний выпускник кадетского корпуса 21-летний Александр Щеголев получил под свое командование аж… четыре орудия и 28 «инвалидов» — старых солдат, из коих
только четверо были артиллеристами. Однако
с ними-то он и ухитрился отбить атаку трех
с половиной сотен современных пушек врага!


А что же пушка с «Тигра»? Имел ли к ней отношение Щеголев? Иметь-то имел, но вовсе не то, что приписывают ему иные «знатоки», объединившие две совсем разные истории.

Охота на «Тигра»

Английский паровой фрегат «Тигр» был одним из самых современных судов британского флота. Водоизмещением в 1220 тонн, с мощным двигателем в 550 лошадиных сил, он был построен в 1849 году и даже некоторое время считался личной яхтой королевы. Именно он доставил английскому флоту в Стамбул из британской столицы пакет с документами об объявлении войны… И он же был в составе эскадры, продолжавшей рыскать у берегов Одессы. И вот в густом тумане неподалеку от берега Малого Фонтана 30 апреля «Тигр» садится на мель. Береговая артиллерия начинает методичные обстрелы, взрывается пороховой погреб, смертельно ранен командир корабля. Оказавшиеся в безвыходном положении англичане – 225 человек — сдаются на милость победителя. И одесситы были действительно милостивы – командир вместе с другими погибшими моряками был похоронен с воинскими почестями на Христианском кладбище. Пленные же жили - не тужили скорей как гости, а не враги. Кстати, их Николай Первый сначала перевел в центральные губернии, а затем отправил домой.
«Тигр» же был вскоре потоплен подошедшими на выручку британскими судами, ибо их командование поняло, что снять его с мели под огнем невозможно. Заметим, что к тому времени наши деловитые земляки сняли с него двигатель, через некоторое время установленный… на яхте императора. Но уже российского, Александра Второго!
А пушки вскоре были подняты со дна и использовались уже как береговые, недурно дополнив наши поредевшие батареи. Одной из них как раз и командовал уже штабс-капитан Александр Щеголев… В 1903 же году, перед празднованием
50-летнего юбилея первой героической обороны Одессы, одну из них отреставрировали и торжественно водрузили возле Городской Думы, описав на мраморных плитах постамента и историю «охоты на «Тигра», и подвиг прапорщика Щеголева, непосредственного отношения к этой победе не имевшего…

Долгая
и честная жизнь

Александр Петрович Щеголев прослужил Отечеству еще много лет. Дослужился до генерал-майора, приняв активное участие в Русско-турецкой войне 1877 —1878 гг., отличившись под Плевной. Именно после окончания этой войны он официально и получил то самое определение «Герой Одессы», с коим навсегда вошел в историю нашего города. Вышел в отставку в 1889 году, умер же – в Москве, в 1914-м. Заслуженный старый воин, честно отдавший все свои силы армии. Кавалер множества боевых орденов. Человек, еще в юности доказавший: неважно, каков твой чин и как ты вооружен. Храбрость и умение могут победить грубую силу захватчика. Особенно – если ты сражаешься в Одессе. Наверное, здесь и земля, и море помогают смелым!

Игорь ПЛИСЮК, «Одесский вестник»



Обсудить на форуме Одесского Вестника или в блоге Одесского Вестника