В 2013 году вступит в силу Сводная морская конвенция международ-ной организации труда, которая устанавливает минимальные стандарты и справедливые условия труда для моряков всего мира. Вот уже несколько лет МОТ призывает Украину присоединиться к Конвенции. На сегодняшний день 29 стран ратифицировали ее положения, а 30-й, решающей, страной для вступления в силу Конвенции могут стать Филиппины или Россия. В Украине с ратификацией затягивают, желая, видимо, для начала посмотреть на результаты действия положений Конвенции и оставляя за собой право присоединиться к ней в любой момент.
Украина – одна из пяти основных стран, предоставляющих рабочую силу для морского рынка. Тем не менее, сейчас нашим морякам-«подфлажникам» стало намного сложнее найти работу в море из-за изменяющихся экономических условий и усиления конкуренции на рынке труда. Этот вопрос волнует многих украинских моряков: рабочие места – это уверенность в будущем и возможность поддерживать свою семью. Украинские моряки в надежде обеспечить своим семьям достойные условия жизни вынуждены пренебрегать собственной безопасностью. Они обращаются за помощью в трудоустройстве к сомнительным крюинговым агентствам или недобросовестным судовладельцам. Даже не очень высокая зарплата заставляет украинских моряков закрывать глаза на жесткие и иногда незаконные условия контракта. В Международной организации труда заявляют, что могут защитить украинских моряков. Но для этого Украина должна присоединиться к Сводной морской конвенции международной организации труда 2006 года.
Представители МОТ и Международной федерации транспортных рабочих не в первый раз приезжают в Украину. На очередном семинаре в Одессе они снова попытались убедить участников морской отрасли в необходимости принятия Конвенции, которую неофициально называют «Билль о правах моряков». Этот новый международный стандарт гарантирует морякам право на достойные условия труда.
Клеопатра ДУМБИЯ-АНРИ,
директор департамента Международных
трудовых стандартов МОТ:
– Сводная конвенция (СК) направлена на создание непрерывного контроля на каждом этапе – от государственных систем защиты вплоть до международной системы. Все начинается с отдельных моряков, которые в соответствии с Конвенцией должны быть информированы о своих правах и средствах правовой защиты в случае предполагаемого несоблюдения требований СК и чье право на подачу жалоб как на борту судна так и на берегу будут признаны в Конвенции. Далее – судовладельцы, владеющие или управляющие судами валовой вместимостью 500 английских тонн и выше, которые занимаются международными рейсами или перевозками, будут обязаны разрабатывать и осуществлять планы для обеспечения действующих государственных законов, распоряжений или других мероприятий с целью фактического соблюдения Конвенции. Государство флага должно будет рассматривать и заверять планы судовладельцев и удостоверять их внедрение и реализацию. Суда должны будут иметь на борту морской сертификат по труду и морскую трудовую декларацию соответствия. СК была разработана, чтобы стать глобальным инструментом, так называемой «четвертой опорой» международного режима регулирования по качественному судоходству.
Украина уже является участником трех конвенций. Это – Международная конвенция по охране жизни человека на море 1974 года (SOLAS), Конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года (STCW) и Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973 года (MARPOL). К ратификации четвертой нашу страну подталкивают не зря. Риски, которым подвергаются наши моряки, связаны не только со спецификой морских перевозок, но и рядом политических, правовых и социальных вопросов. Речь, в первую очередь, идет о нарушении прав моряков со стороны властей или частных лиц других государств. Именно это чаще всего находит резонанс в средствах массовой информации. По данным информационных агентств, только в греческих тюрьмах в настоящее время находятся около 70 украинских моряков, отбывающих наказание. В ожидании решения суда – порядка 60. Другая и, пожалуй, самая печально известная проблема – пиратство. Согласно последнему докладу «Состояние соблюдения и защиты прав моряков в Украине» наша страна занимает второе место после Филиппин по числу пиратских нападений. В 2008–2011 годах было атаковано 42 судна с 196 украинскими гражданами на борту, в том числе 31 судно со 155 моряками было взято в плен в районе Сомали. И хотя активность пиратских атак в районе Сомали снизилась, их количество растет в Гвинейском заливе, в Западной Африке.
Ряда других проблем можно было бы избежать, если бы все стороны процесса найма проявляли большую ответственность в выполнении своих обязанностей. Инспекторы Международной федерации труда указывают на широкую практику невыполнения финансовых обязательств судовладельцев по отношению к морякам. Задержки в выплате зарплаты, если имеют место, то являются систематическими. Экипажи после нескольких месяцев неплатежей пытаются различными способами (переговорами, забастовками, голодовками) бороться за свои права и защищать свои интересы. Не единичны и случаи, когда моряки подписывают два комплекта договоров или контракты с кабальными условиями найма: они обязаны платить за посадку на судно, в некоторых случаях социальные выплаты (страхование здоровья и жизни) и расходы на репатриацию возложены на плечи самих моряков.
Те юристы, которые занимаются продвижением Конвенции в Украине, считают, что, безусловно, следует присоединиться к СК. Это позволит избежать вышеперечисленных рисков, а также проблем с дальнейшим трудоустройством украинских моряков, потому как при вступлении в силу Конвенции условия найма станут жестче.
Юрий СЕРГЕЕВ, юрист:
– Моряки, согласно условиям СК, должны быть устроены крюинговой компанией, которая в полном объеме соответствует требованиям Конвенции. И если она им не соответствует, то не сможет нанять моряка на борт судна. Соответственно, моряку негде искать работу. К примеру, моряк попробует искать работу в России, которая, вероятно, в сентябре ратифицирует СК. Вероятнее всего, трудоустроится он через российскую посредническую компанию. Но это будет потеря для наших компаний-посредников. У нас есть крюинговые компании, которые говорят, что у них есть лицензия. Они пройдут сертификацию на соответствие Конвенции. Но не факт, что этого будет достаточно для судовладельца, который будет обращаться к услугам этой компании. Скорее он возьмет людей из страны, которая Конвенцию ратифицировала.
Юристы говорят, что пока наше государство – не союзник морякам. Созданный два года назад национальный комитет, или как его неофициально называют «группа по продвижению» ратификации Конвенции в Украине, провел всего два заседания, после чего фактически прекратил свое существование. На высшем уровне посчитали, что возобновление работы национального комитета возможно только по завершении программы возрождения национального торгового флота, в частности, через разработку и выполнение Государственной целевой программы развития кораблестроения на период до 2035 года. Иностранные представители воспринимают это не иначе, как шутку, и задаются вопросом: что государство Украина собирается делать в ближайшие двадцать лет, когда Конвенция вот-вот вступит в силу? На сегодняшний день в Украине нет таких условий, которые бы обеспечили выполнение требований СК в полном объеме. Государство может лишь частично ее ратифицировать. Но сначала внутреннее законодательство необходимо привести в порядок, а уже затем готовиться к процедуре ратификации. Чтобы изменить ситуацию, в Профсоюзе работников морского транспорта собираются заручиться поддержкой народных избранников.
Александр БЕЛЯЕВ.