Знакомьтесь: Марк Довев, первый секретарь Посольства Государства Израиль в Украине, директор Израильского культурного центра в Одессе. Впрочем, думаю, он в особом представлении не нуждается. Ведь в нашем городе Марк
уже три года, успел приобрести множество знакомых
и друзей, стал членом Всемирного клуба одесситов.
К сожалению, в середине августа ему придется распрощаться
с Южной Пальмирой – к этому времени срок каденции Марка Довева в Украине истекает, и он уезжает на родину.
Это и послужило поводом для нашего интервью. А началось оно, казалось бы, с несколько отвлеченных вопросов.
История с географией
– Марк, помнится, в свое время Одессу, где жило много евреев, называли Тель-Авивом в степях Украины. Однако и ныне, когда многие из них уехали, нашу Южную Пальмиру все же именуют самым северным городом Израиля. Чем, на ваш взгляд, можно объяснить подобный феномен?
– Все предельно просто. Ведь Тель-Авив, которому сто с лишним лет, по сути, строили одесситы. Судите сами. Первым мэром Тель-Авива стал Меер Дизенгоф, в свое время живший в Одессе, одесситами были и первые тельавивские архитекторы. Или, скажем, наши национальные поэты Хаим Нахман Бялик и Шауль Черняховски. Многие свои поэтические шедевры на иврите они написали как раз в Южной Пальмире.
Здесь же в начале двадцатого века появился и «первенец» будущего Иерусалимского университета – своего рода факультатив на иврите, располагавшийся в переулке Нечипуренко.
Одессе Израиль обязан также огромной плеядой видных деятелей – военных, художников, актеров, писателей, коллекционеров, политиков, прославивших наше еврейское государство. Пожалуй, нет в мире другого такого города, как Одесса, который внес бы столь весомый вклад в строительство и становление Израиля. Не случайно здесь каждая четвертая улица названа именем какого-либо выдающегося одессита.
– Но и одесситы очень многим обязаны евреям, испокон веков жившим в нашем городе. С их отъездом Южная Пальмира, согласитесь, утратила часть своего неповторимого колорита, толерантности и самобытной культуры.
– К слову, больше всего евреев – примерно до трети всего населения – жили в Одессе в тридцатые годы прошлого столетия. К несчастью, их число заметно поубавилось в годы Великой Отечественной войны. Особенно пострадали те, кто оказался на территории, оккупированной румынскими и немецкими фашистами. В это время, как известно, были зверски уничтожены более 300 тысяч еврейского населения, жившего в Одесском регионе, а также в Молдавии и Румынии, то есть на территории бывшей Транснистрии.
Но и в послевоенный период евреи все-таки составляли значительную часть городской громады. Они, можно сказать, «делали погоду» в медицине, науке, культуре, торговле. Впрочем, как только в бывшем СССР отменили ограничения на эмиграцию, сразу начались массовые отъезды за границу. Особенно много евреев выехало тогда в Израиль, Германию, Соединенные Штаты Америки, где буквально оккупировали отдельные районы Нью-Йорка – Манхэттен и Брайтон. Там и сегодня можно услышать чисто одесскую речь, которая некогда звучала на улицах Южной Пальмиры.
Одесситы – особый народ
– Марк, если судить по вашим коммуникабельности и чувству юмора, то можно предположить, что и в вашем роду не обошлось без одесских корней. А в действительности?
– В действительности я не одессит, но всецело покорен Одессой. Побывав во многих городах бывшего Союза, могу сказать: равных Одессе нигде нет. Это поразительный город, обладающий самобытностью и неповторимостью. И хотя настоящих одесситов, возможно, осталось не так уж и много, они – особенный, жизнелюбивый народ с невероятным чувством юмора, умеют посмеяться над собой. Не зря говорят, что одесситы – это особая нация, с чем, думаю, легко согласиться. Да и Одесса, по образному выражению, всегда гуляла сама по себе.
Не зря, проработав в начале своей каденции год в Киеве, я с большим желанием перевелся в Одессу. И вот здесь уже три года, они пролетели для меня как одно мгновение.
– Расскажите, пожалуйста, немного о себе.
– Родился я в Днепропетровске. В 1993 году, когда мне исполнилось восемнадцать лет, уехал в Израиль.
– Неужели сами, без родителей?
– Представьте себе, без родителей, не зная языка. Но уже год спустя выучил иврит и поступил на факультет психологии и социальной работы Иерусалимского университета, основанный, как уже говорилось, не без участия одесситов. После окончания университета в 1998 году поступил на службу в армию Израиля, где три года прослужил офицером- психологом.
Вообще, 1998-й был для меня знаковым во многих отношениях. Именно в этом году я получил диплом о высшем образовании, стал офицером, женился. А кроме всего, у меня родился сын – первенец. Сейчас у меня уже пятеро детей.
– Семья с вами в Одессе?
– Разумеется. Жена и дети всегда рядом, хотя им доводится довольно-таки часто вместе cо мной колесить из города в город. Дело в том, что с 2002-го по 2006 годы я работал в Средней Азии, где представлял свою страну. А в 2008-м был направлен в Киев, затем – в Одессу.
Конечно, в кочевом образе жизни есть свои плюсы и минусы. Например, одному из моих сыновей из-за частых переездов пришлось сменить пять школ. Но я всегда успокаиваю своих детей, говоря, что их участь – сродни участи детей военного человека, привыкших к частой смене мест и бивуаков.
– На каком языке говорят ваши дети?
– На русском и иврите. Правда, один из сыновей, которого мы привезли в Украину буквально в двухнедельном возрасте, хуже знает иврит. Но, думаю, все языковые пробелы удастся восполнить, как только мы вернемся в Израиль, где все вокруг общаются преимущественно на иврите. Дети, как известно, очень быстро осваивают язык.
– Кто вы по статусу? Похоже, дипломат?
– Скажем, непрофессиональный дипломат. Иначе говоря, я представляю организацию «Натив» при канцелярии премьер-министра Израиля. В поле моей деятельности – популяризация израильской культуры, вопросы репатриации, связи с еврейской диаспорой на юге Украины. Ареал этой диаспоры – территория нескольких южных областей и Автономной Республики Крым.
– И сколько конкретно евреев числится в южной диаспоре Украины?
– Говорят, что одно из самых бесполезных занятий в мире – попытаться сосчитать евреев. Как, скажем, в анекдоте: в некоем городе проживало шесть тысяч евреев. Четыре тысячи из них эмигрировали, еще часть переехала в другую местность. Но когда вновь подсчитали, оказалось, что налицо все те же прежние шесть тысяч. Точного количества еврейского населения в южной диаспоре Украины вам никто не назовет.
Репатриация, или возвращение на Родину
– Ну а теперь, с вашего разрешения, коснемся вопросов репатриации. В Израиле, как известно, уже давно реализуется программа усиления страны посредством репатриации евреев. Кто сегодня пользуется правом возвращения на свою историческую родину?
– Вернуться на свою историческую родину может любой человек еврейского происхождения. В некоторых случаях достаточно, чтобы дедушка был евреем. Ведь сама страна создавалась как прибежище для евреев всего мира, это закреплено и в Декларации независимости Государства Израиль. В ней, в частности, провозглашается, что Государство Израиль будет открыто для репатриации евреев и для собирания диаспор. И мы, стало быть, несем ответственность за всех своих соплеменников. В этом, кстати, заключается и часть моей миссии в Украине.
Однако мы с уважением относимся к тем евреям, которые решили остаться в Украине, а не уезжать в Израиль. При этом обращаемся к ним с двумя просьбами. Во-первых, дабы каждый сохранял свое еврейство, традиции народа, его культуру, духовность и ни в коем случае не подвергался ассимиляции. А во-вторых, видел в государстве Израиль свои духовные, культурные и исторические ценности. Удастся ли этого добиться, время покажет.
– Можно ли говорить об израильской субкультуре в Одессе? Существует ли она сегодня в нашем городе?
– Израильская субкультура представлена в Одессе в основном религиозными людьми. Тогда как религия является лишь одной из составляющих культуры современного, сильного, светского государства Израиль. А так как наша страна очень многогранна, в ней живут представители множества разных национальностей, то по-настоящему почувствовать здесь дух Израиля невозможно. К тому же нельзя ставить знак равенства между израильской субкультурой и еврейством, это неоднозначно.
Ставка на молодежь
– Судя по всему, большое внимание в Израильском культурном центре уделяется работе с молодым поколением. Расскажите об этом подробнее.
– И впрямь, у нас действует целый ряд программ, предназначенных в основном для молодых людей, скажем, в возрасте от 18 до 27 лет. Очень популярна, к примеру, программа «Таглит», или «Открытие», по которой мы ежегодно отправляем в Израиль сто человек. Она рассчитана на десять дней и полностью субсидируется израильским государством. Достаточно сказать, что на каждого участника выделяется четыре тысячи долларов.
Большим спросом пользуется еще одна программа под названием «Маса», что означает «путь». Она предлагает молодым украинским евреям стажировку в любом из израильских вузов сроком от одного до двух семестров. В данном случае государство тоже не скупится, выделяя для каждого участника по 10 тысяч долларов.
После обучения молодой человек сам решает, оставаться ли ему в Израиле или возвращаться в Украину. Пока что большинство из участников обеих программ предпочитают второй вариант.
– Признайтесь, Марк, трудно ли было справляться с возложенной на вас ответственной миссией в Украине?
– Легких путей вообще в жизни не бывает. Чтобы быть в курсе всех дел южной диаспоры, я примерно раз в месяц выезжал на два – три дня в командировку, посещая сразу несколько областей. Во многих из них, в частности в Николаеве, Херсоне, Симферополе, на базе высших учебных заведений созданы филиалы нашего Израильского культурного центра. Такой же филиал действует и при Южноукраинском национальном педагогическом университете имени К.Д. Ушинского в Одессе.
Деятельность же центра и его филиалов, поверьте, очень многогранна. В нескольких группах люди изучают иврит, по методикам израильских скаутов работает молодежный клуб, проводятся множество разных семинаров, презентаций, концертов, образовательных программ. Наши специалисты читают лекции в университетах, посвященные культуре и истории Израиля.
Есть и ряд совместных проектов. Например, у Южноукраинского национального педагогического университета имени К.Д. Ушинского и израильского города Ариэль, а также у Одесского национального университета имени И.И. Мечникова и Иерусалимского университета.
Имеются уже и конкретные наработки.
С большим успехом на базе философского факультета университета имени И.И. Мечникова был проведен спецкурс по иудаике и израилеведению, который читали преподаватели из Иерусалимского университета. Эту тематику изучали также и слушатели специальных летних школ.
Наш Израильский культурный центр тесно сотрудничает со всеми еврейскими организациями города, занимается популяризацией израильского кино, литературы. В том числе и на областном государственном телевидении, где регулярно выходит программа «Израиль – для вас».
– Говорят, в Израильском культурном центре есть прекрасная библиотека, открытая для всех желающих. Много ли у нее читателей?
– Библиотека действительно неплохая, в ней собрана литература на русском языке, иврите, идише. Но, боюсь вас разочаровать, сегодня библиотеки утрачивают свое значение, спрос на их услуги ограничен, особенно среди молодежи. Нынче бал правит Интернет.
– И последний вопрос. Удалось ли вам, говоря без обиняков, выполнить свою миссию в Украине?
– Считаю, что удалось. Свидетельство тому – отзывы моих коллег, друзей, знакомых. Домой возвращаюсь с чувством выполненного долга и теплыми чувствами к Одессе.
Лилия НОВИЦКАЯ.