На его картинах люди соседствуют с птицами, а пытающийся удержаться в вышине над землей канатоходец прикрывается от житейских бурь клоунским зонтом.
Несколько философически отстраненный, но вместе
с тем – теплый и ироничный взгляд на «планету людей»
с высоты птичьего полета – на мой взгляд, и составляет философию творчества художника Георгия Делиева.
– Птицы, наверное, – существа более духовные, чем люди, к Богу ближе, – считает Георгий. – Такой вот образ поэтический. Поэтому композиционное сочетание их с людьми всегда интересно – это либо создает конфликт, либо, наоборот – гармонию.
Вечное балансирование между гармонией и конфликтом, между идеалом и гротеском, наверное, и является для Делиева ощущением жизни. И картины его – отражение жизненного эквилибра, приведенного к гармонии.
– Мои картины – отрывки воспоминаний, каких-то пережитых мгновений, – рассказывает художник. – У каждого человека они фиксируются в момент особенно ярких ощущений. У многих – это звуки, запахи, у тех, кто больше визуализирует, – фотографический стоп-кадр. Музыка, литература, театр, кино существуют во времени. Живопись же – наверное, один из немногих видов искусства, передающих мгновение. Наиболее точно отражает реальность, конечно, фотография. Художник же, беря на себя функцию творца, может воплотить свое ностальгическое чувство в совершенно иной, ранее никогда в жизни не существовавший образ.
– Вообще мне представляется, что идея живописи как таковой – это «ностальгия по настоящему», – считает Георгий. – Ведь жизнь – все равно иллюзия, которую мы воспринимаем так, как диктуют нам наши пять органов чувств. Художник же – собственно, как и писатель, актер, режиссер – пытается создать еще одну фата-моргану, чтобы доказать иллюзорность реалий окружающего нас чувственного мира. Вот, предположим, кино – белая простыня, на нее свет попадает где-то ярче, где-то темнее. Игра света создает иллюзию. А люди сидят и вроде бы жизнь наблюдают со стороны, и некоторые даже в ней участвуют, идентифицируют себя с персонажами, переживают. Но – немножко со стороны. Всегда все помнят, что все это – понарошку. И жизнь – она тоже чуть-чуть понарошку. Сама истина находится за пределами человеческого восприятия действительности.
Художники, творящие в самых разных жанрах, тоже создают иллюзию, демонстрируют фокусы, уверен Георгий Делиев.
– Я думаю, – считает он, – в этом и заключается смысл желания что-то рисовать или изображать с помощью своего тела какой-либо персонаж. Если созданный художником «воздушный замок» совершенен, фокус удался, зритель тоже погружается в созданный им иллюзорный мир. Вот, например, «Подсолнухи» Ван Гога – какая-то, грубо говоря, мазня, да и подсолнухов таких вообще в природе не существует. А оторваться невозможно. Они обладают какой-то магией, притягивают неподдающимся объяснению магнетизмом. А, может быть, именно это сочетание красок создает такую особенную энергию? Весь Ренессанс обладает такой магией. Сегодня многие художники, владея живописной техникой иногда лучше Рубенса и Рембрандта, пытаются ее создать. И краски используют современные – качественные и яркие. Но, увы, не получается. А вот от Рембрандта – хоть краски на полотне давно потускнели и потемнели, – не отойдешь. Хоть сотый раз мимо проходить будешь – остановишься.
Вот такая философия творчества лидера одесского дома клоунов художника Георгия Делиева.
– Впрочем, на самом деле, я – совсем не серьезный, – улыбается Георгий. И вспоминает, как их с Александром Постоленко, перемазавшихся красками во время подготовки декораций к «Дон Жуану», демонстрировали туристам, для которых возглавляемый Делиевым театр «Маски» является одним из брендов Одессы.
Живопись же – не продолжение творчества артиста гротеска. Это – большая степень свободы художника.
– Актер и режиссер, – объясняет Георгий Делиев, – участники коллективного творчества, арт-производства. Они должны быть востребованы, у них должен быть театр, репертуар, продюсер, реклама… Художник же, как и писатель, – свободный человек. Он волен писать, как только появляются желание и свободное время.
Так что когда закрывается занавес сцены Театра клоунов, шоу Георгия Делиева продолжается. Шоу канатного плясуна над реальностью, позволяющее нам поверить в завораживающую иллюзию жизни.
Марина НЕКРАСОВА.